Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
Версия для слабовидящих Порядок обжалования муниципальных правовых актов

Порядок обжалования муниципальных правовых актов с.п.Усинское

Порядок обжалования муниципальных правовых актов

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления
в Российской Федерации» по вопросам местного органами местного самоуправления и должностными лицами местного
самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
В систему муниципальных правовых актов сельского поселения Усинское муниципального района Сызранский входят:
1. Устав сельского поселения Усинское муниципального района Сызранский.
2. Решения, принятые на местном референдуме.
3. Решения Собрания представителей сельского поселения Усинское муниципального района Сызранский.
4. Постановления и распоряжения Главы сельского поселения Усинское.
5. Постановления и распоряжения администрации сельского поселения Усинское.
Устав сельского поселения Усинское муниципального района Сызранский и оформленные в виде правовых актов решения,
принятые на местном референдуме, являются актами высшей юридической силы в системе правовых актов
сельского поселения Усинское муниципального района Сызранский, имеют прямое действие и применяются на всей территории
сельского поселения Усинское муниципального района Сызранский.
В соответствии со статьей 48 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления
в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие
может быть приостановлено, в том числе судом.

1. Нормативные правовые акты

Нормативный правовой акт – это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим
органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм. В свою очередь,
под правовой нормой принято понимать общеобязательное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на
многократное применение в отношении неопределенного круга лиц.
Порядок обжалования нормативных правовых актов закреплен в Гражданском процессуальном кодексе РФ, Арбитражном
процессуальном кодексе РФ.
1.1. В соответствии с требованиями Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин, организация, считающие,
что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа местного самоуправления
или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами
и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим
закону полностью или в части.
Заявления об оспаривании нормативных правовых актов подаются по подсудности установленной главой 24 ГПК РФ в суд по
первой инстанции в районный суд. В районный суд заявление подается по месту нахождения органа местного самоуправления
или должностного лица, принявших нормативный правовой акт.
Заявление об оспаривании нормативного правового акта должно соответствовать требованиям, предусмотренным
статьей 131 ГПК РФ (требования к форме и содержанию искового заявления) и содержать дополнительно данные о наименовании
органа местного самоуправления или должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт, о его наименовании

и дате принятия; указание, какие права и свободы гражданина или неопределенного круга лиц нарушаются этим актом или его
частью.
К заявлению об оспаривании нормативного правового акта приобщается копия оспариваемого нормативного правового акта или
его части с указанием, каким средством массовой информации и когда опубликован этот акт. Подача заявления об оспаривании
нормативного правового акта в суд не приостанавливает действие оспариваемого нормативного правового акта.
Заявление об оспаривании нормативного правового акта рассматривается судом в течение одного месяца
При этом, необходимо иметь в виду, что отказ лица, обратившегося в суд, от своего требования не влечет за собой
прекращение производства по делу.
По результатам рассмотрения заявления суд выносит решение:
— признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному
правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления;
— установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому
нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим
полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующими вступает в законную силу по истечении
срока на кассационное обжалование (в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме), если они не были
обжалованы и влечет за собой утрату силы этого нормативного правового акта или его части, а также других нормативных
правовых актов, основанных на признанном недействующим нормативном правовом акте или воспроизводящих его содержание.
Такое решение суда или сообщение о решении после вступления его в законную силу публикуется в печатном издании,
в котором был официально опубликован нормативный правовой акт. В случае, если данное печатное издание прекратило
свою деятельность, такое решение или сообщение публикуется в другом печатном издании, в котором публикуются нормативные
правовые акты соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица.
В случае подачи кассационной жалобы решение суда, если оно не отменено, вступает в законную силу после рассмотрения
судом кассационной инстанции.
1.2.Также дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере
предпринимательской и иной экономической деятельности, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового
производства, указанным в разделе II Арбитражного процессуального кодекса РФ и порядке, предусмотренном Арбитражным
процессуальным кодексом РФ. Дела об оспаривании нормативных правовых актов рассматриваются в арбитражном суде,
если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции арбитражных судов.
Дело об оспаривании нормативного правового акта рассматривается коллегиальным составом судей в срок, не превышающий
двух месяцев со дня поступления заявления в суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие
решения по делу.
Арбитражный суд извещает о времени и месте судебного заседания заявителя, орган, принявший оспариваемый нормативный
правовой акт, а также иных заинтересованных лиц. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте
судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела, если суд не признал их явку обязательной.
Отказ заинтересованного лица, обратившегося в арбитражный суд с заявлением об оспаривании нормативного правового акта,
от своего требования, признание требования органом или лицом, которые приняли оспариваемый акт, не препятствуют
рассмотрению арбитражным судом дела по существу.
По результатам рассмотрения дела об оспаривании нормативного правового акта арбитражный суд принимает одно из решений:
- о признании оспариваемого акта или отдельных его положений соответствующими иному нормативному правовому акту,
имеющему большую юридическую силу;
- признании оспариваемого нормативного правового акта или отдельных его положений не соответствующими иному нормативному
правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующими полностью или в части.
Решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта вступает в законную силу немедленно
после его принятия.
Нормативный правовой акт или отдельные его положения, признанные арбитражным судом недействующими, не подлежат
применению с момента вступления в законную силу решения суда и должны быть приведены органом или лицом, принявшими оспариваемый акт, в соответствие с законом или иным нормативным правовым актом, имеющими большую юридическую силу.
Решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта, за исключением решения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в течение месяца со дня вступления в законную силу.
Вступившее в законную силу решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта направляется арбитражным судом в официальные издания органов местного самоуправления, иных органов, в которых был опубликован оспариваемый акт, и подлежит незамедлительному опубликованию указанными изданиями. Кроме того, решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта публикуется в «Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации» и при необходимости в иных изданиях.

2. Ненормативные правовые акты.

В случае если права и свободы гражданина или организации нарушены ненормативным актом (решением), либо действием
(бездействием) органов местного самоуправления сельского поселения Усинское муниципального района Сызранский или
отдельных их должностных лиц — их также можно оспорить в предусмотренном законодательством порядке.
При этом под ненормативным актом понимается индивидуальный правовой акт, то есть такой акт, который содержит правовое
предписание, обращенное к конкретному лицу либо группе лиц (персонифицированный) и рассчитанное на однократное применение.
Порядок обжалования ненормативных правовых актов, а также решений, действия (бездействие) закреплен
в Гражданском процессуальном кодексе РФ, Арбитражном процессуальном кодексе РФ, Законе Российской Федерации
от 27 апреля 1993 года №4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»
2.1. Обжалованы могут быть решения или действия (бездействие) органа местного самоуправления, его должностного лица,
в результате которых:
- нарушены права и свободы гражданина;
- созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
- на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности
(статья 255 ГПК РФ).
Обжалование таких действий (бездействие) и решений регламентировано главой 25 ГПК РФ.
По общему правилу заявление подается в районный (городской) суд по месту фактического расположения органа местного
самоуправления, решения или действия которого оспариваются.
Юридический адрес администрации и Собрания представителей сельского поселения Усинское муниципального района Сызранский Самарской области: с. Усинское, ул.Советская, 91; почтовый – 446077,
с. Усинское, ул. Советская, 91, Сызранский район Самарская область.
В случае если заявление подает гражданин (физическое лицо) — оно может быть подано в суд по месту жительства заявителя
(часть 2 статьи 254 ГПК РФ).
2.2. В случаях, когда ненормативный правовой акт или действие (бездействие) органа местного самоуправления, должностного
лица нарушают права отдельных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности — заявление подается в
арбитражный суд соответствующего Самарской области.
Согласно требованиям Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дела об оспаривании
затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных
правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов,
организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями (далее - органы, осуществляющие публичные полномочия), должностных лиц, в том числе судебных приставов - исполнителей, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными в главе 24.
Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов недействительными,
решений и действий (бездействия) незаконными обладают граждане, организации и иные лица, полагающие, что оспариваемый
ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому
акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности,
незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и
иной экономической деятельности.
Прокурор, а также органы, осуществляющие публичные полномочия вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением
о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов,
осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт,
решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и
законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности,
незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и
иной экономической деятельности.
Заявления о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия)
незаконными рассматриваются в арбитражном суде, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом не отнесено
к компетенции других судов.
Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно
о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной
причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
В заявлении о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия)
незаконными должны быть указаны:
1) наименование органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение, совершили оспариваемые действия (бездействие);
2) название, номер, дата принятия оспариваемого акта, решения, время совершения действий;
3) права и законные интересы, которые, по мнению заявителя, нарушаются оспариваемым актом, решением и действием
(бездействием);
4) законы и иные нормативные правовые акты, которым, по мнению заявителя, не соответствуют оспариваемый акт,
решение и действие (бездействие);
5) требование заявителя о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия)
незаконными.
К заявлению прилагаются сопроводительные документы, а также текст оспариваемого акта, решения.
По ходатайству заявителя арбитражный суд может приостановить действие оспариваемого акта, решения.
Дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов,
органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц рассматриваются судьей единолично в срок,
не превышающий двух месяцев со дня поступления соответствующего заявления в арбитражный суд, включая срок
на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу, если иной срок не установлен федеральным
законом.
Арбитражный суд извещает о времени и месте судебного заседания заявителя, а также орган или должностное лицо, которые
приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), и иных заинтересованных лиц.
Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием
для рассмотрения дела, если суд не признал их явку обязательной.
Арбитражный суд может признать обязательной явку в судебное заседание представителей органов, осуществляющих публичные
полномочия, должностных лиц, принявших оспариваемый акт, решение или совершивших оспариваемые действия (бездействие),
и вызвать их в судебное заседание. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного
заседания, является основанием для наложения штрафа в порядке и в размерах, которые установлены в главе 11 А
осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку
оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их
соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица,
которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает,
нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере
предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному
правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия),
наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых
действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения,
совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или
совершили действия (бездействие).
В случае непредставления органом или лицом, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые
действия (бездействие), доказательств, необходимых для рассмотрения дела и принятия решения, арбитражный суд может
истребовать их по своей инициативе.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов,
осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту
и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает
решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие)
органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту
и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Решения арбитражного суда по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов,
осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц подлежат немедленному исполнению, если иные сроки не
установлены в решении суда.
Со дня принятия решения арбитражного суда о признании недействительным ненормативного правового акта полностью или
в части указанный акт или отдельные его положения не подлежат применению.
Копия решения арбитражного суда направляется в пятидневный срок со дня его принятия заявителю, в органы,
осуществляющие публичные полномочия, должностным лицам, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили
оспариваемые действия (бездействие). Суд может также направить копию решения в вышестоящий в порядке подчиненности
орган или вышестоящему в порядке подчиненности лицу, прокурору, другим заинтересованным лицам.
Обжалование решений арбитражного суда, вынесенных по данной категории дел, осуществляется по общим правилам искового
производства (т.е. посредством подачи апелляционных и кассационных жалоб в вышестоящий суд).

Правительство Самарской области

Самарская губернская дума

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЕРАТОР САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ФОНД КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА

Региональный портал государственных услуг

Электронное правительство Самарской области

Главная Поселения Усинское Порядок обжалования муниципальных правовых актов