Версия для слабовидящих Новости

Встречи продолжаются

18 сентября в селе Усинское состоялось мероприятие, которое проходит в Сызранском районе в рамках реализации проекта «На связи с губернатором» по тематическому направлению «Развитие села». Как и в других поселениях района (о которых мы уже рассказывали в предыдущих номерах «КП» ), на эту встречу с жителями прибыла целая команда специалистов различных министерств, федеральных ведомств, юристов, а также сотрудников местной администрации.
Открыл информационную встречу в местном Доме культуры глава с.п. Усинское Александр Логинов. Останавливаться на проблемах, имеющихся сегодня в поселении, он не стал, а лишь поименно перечислил всех гостей, присутствующих в зале, и передал слово представителю Министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области Марине Григорьевой. Марина Алексеевна в своем выступлении подробно рассказала сельчанам о том, каким образом сегодня оказывают государственную поддержку аграриям региона в целом. Кроме того, она перечислила различные гранты, субсидии и другие меры поддержки, которые могут получить как крупные агрохолдинги, так и малые фермерские хозяйства.
Представитель Министерства управления финансами Самарской области Екатерина Поплавская подробно остановилась на таком значимом вопросе, как выделение стимулирующих субсидий на развитие сельских и городских поселений.
- Эти субсидии многоцелевые, - отметила лектор. - Сельские поселения могут их заработать, выполняя определенные социально-экономические показатели, а затем использовать эти деньги на местные нужды: строительство дорог, детских игровых площадок и многое другое.
- В 2013 году с.п. Усинское заработало 990 тысяч рублей стимулирующей субсидии. Это на 181 тысячу меньше, чем за девять месяцев текущего года, - добавила Е. Поплавская. - Основная причина этого, безусловно, кроется в значительном сокращении поголовья крупного рогатого скота в связи с действующей процедурой банкротства ведущего сельхозпредприятия поселения – колхоза «Родина». По той же причине заметно снизились и объемы производства собственных товаров (молока и мяса).
Тем не менее Екатерина Александровна выразила надежду, что поселение с наименьшими потерями выйдет из кризисной ситуации, и пожелала активнее зарабатывать дополнительные средства и направлять их на развитие территории.
Завершающим стало выступление представителя Министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области Ирины Казаковой. Она проинформировала сельчан о том, как областные власти выстраивают свою деятельность по развитию малого бизнеса в сельской местности, о программах по капитальному ремонту жилья и переселению жителей из ветхого жилья, газификации поселков и сел, о материнском капитале…
Закончилась встреча индивидуальными беседами сельчан с представителями областных министерств и федеральных ведомств, которые отвечали на вопросы, записывая их для дальнейшей передачи по назначению. Несложно догадаться, что самой важной проблемой, с которой усинцы обратились к чиновникам, была, конечно, ситуация, связанная с банкротством колхоза «Родина». А нам, в свою очередь, остается надеяться, что это ведущее сельхозпредприятие (от которого напрямую зависит дальнейшее социально-экономическое развитие поселения) сумеет выйти из кризиса.

Елена ОНУШКИНА

Поддержка начинающих фермеров

Министерство сельского хозяйства РФ на базе Российской инженерной академии менеджмента и агробизнеса (ФГБОУ «РИАМА») с 06 по 10 октября 2014 года проводит курсы повышения квалификации для начинающих фермеров, руководителей и специалистов отделов сельского хозяйства районных (муниципальных) администраций, руководителей ассоциаций КФХ по программе «Поддержка начинающих фермеров».

Обучение осуществляется за счет средств федерального бюджета. По окончании обучения слушатели получают удостоверение о повышении квалификации.
Контактные телефоны академии: отдел международных и региональ-ных связей - тел. 8(498)687-37-51, факс 8(498)687-37-47, доб.3-34, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.; кафедра - 8(498)687-37-47, доб. 3-39; гостиница - 8(495)586- 62-78 (стоимость проживания 700 руб./сутки).
Сайт и электронная почта академии: www.riama.ru: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..
Проезд: а) электропоездом с Ярославского вокзала г. Москвы (35-40 мин.) до платформы Челюскинская (Пушкинско-Софринское направление);
б) автобусами № 451, 316, 317, 388 от метро «ВДНХ» до остановки «пос. Челюскинский».

Оперативный мониторинг цен на продукты питания в Сызранском районе

В связи с запретом на ввоз на территорию России ряда продуктов и товаров из-за рубежа, введенным Президентом РФ В.В. Путиным, и во исполнение Указа Президента РФ от 06.08.14г. № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях безопасности Российской Федерации», Департаментом ценового и тарифного регулирования Министерства экономического развития, инвестиций и торговли (МЭРИТ) Самарской области организовано проведение ежедневного оперативного мониторинга цен на продукты питания.

Данное мероприятие осуществляется с целью контроля цен российских поставщиков и во избежание необоснованного роста цен в магазинах розничной сети и на рынках.

В список наблюдаемых товаров вошло 40 наименований продуктов, в том числе бакалейные изделия, колбасы, рыба, мясо, яйца, молочная продукция, а также фрукты и овощи.

Для проведения ежедневного мониторинга цен на продукты питания сектором потребительского рынка и развития малого и среднего предпринимательства администрации Сызранского района сформирован перечень из 7-ми розничных торговых объектов различных форматов, а именно:

- 2 магазина локальных сетей «Покупочка» (п. Варламово) и «Каравай» (с. Печерское);

- 3 несетевых магазина (п.г.т. Междуреченск, с.п. Волжское, с. Старая Рачейка;

- 2 нестационарных торговых объекта (с.п. Жемковка).

Приказ Минтруда России №516 от 4 августа 2014 г.

 

«О проведении Всероссийского конкурса на лучшую организацию работ в области условий и охраны труда «Успех и безопасность»

В целях пропаганды лучших практик организации работ в области охраны труда, повышения эффективности системы государственного управления охраной труда, активизации профилактической работы по предупреждению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в организациях, а также привлечения общественного внимания к важности решения вопросов обеспечения безопасных условий труда на рабочих местах приказываю:

1. Провести в период с 1 августа 2014 года по 12 декабря 2014 года в рамках XVIII Международной специализированной выставки «Безопасность и охрана труда - 2014» Всероссийский конкурс на лучшую организацию работ в области условий и охраны труда «Успех и безопасность» (далее - Всероссийский конкурс).

2. Утвердить Положение о Всероссийском конкурсе согласно приложению.

3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда:

а) принять участие в проведении Всероссийского конкурса;

б) довести информацию о проведении Всероссийского конкурса до руководителей организаций, осуществляющих деятельность на территории субъекта Российской Федерации, руководителей органов местного самоуправления муниципальных образований;

в) содействовать освещению проведения и итогов Всероссийского конкурса в средствах массовой информации субъектов Российской Федерации.

4. Департаменту условий и охраны труда (В.А. Корж) осуществлять организационно-техническое сопровождение Всероссийского конкурса.

5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя Министра С.Ф. Вельмяйкина.

Министр
М.А. Топилин

Приложение

к приказу

Министерства труда и социальной защиты

Российской Федерации

от 4августа 2014 г. № 516

Положение о Всероссийском конкурс на лучшую организацию работ в области условий и охраны труда «Успех и безопасность»

I. Общие положения

1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации, проведения и подведения итогов Всероссийского конкурса на лучшую организацию работ в области условий и охраны труда «Успех и безопасность» (далее - конкурс), формирования рейтингов участников конкурса - организаций, субъектов Российской Федерации и входящих в их состав муниципальных образований.

2. Целью конкурса является привлечение внимания к важности решения вопросов обеспечения безопасных условий труда на рабочих местах, изучение и распространение передового опыта по внедрению системы управления охраной труда, повышение квалификации специалистов по охране труда, пропаганда лучших практик организации работ в области охраны труда.

3. Организатором конкурса является Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (далее – Министерство).

4. К участию в конкурсе допускаются организации и объединения организаций независимо от их организационно-правовых форм и видов экономической деятельности, осуществляющие свою деятельность на территории Российской Федерации (далее - организации), а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда и органы местного самоуправления.

5. Конкурс проводится ежегодно. По результатам конкурса формируются и утверждаются рейтинги организаций, характеризующие уровень производственного травматизма, условий труда и организации работ в области условий и охраны труда, соответствие квалификации специалистов по охране труда организации установленным требованиям, а также рейтинги субъектов Российской Федерации и входящих в их состав муниципальных образований, характеризующие эффективность системы государственного управления охраной труда.

6. Участие в конкурсе осуществляется на безвозмездной основе.

7. Конкурс проводится по следующим номинациям:

а) лучшая организация в области охраны труда среди организаций производственной сферы (с численностью работников более 500 человек);

б) лучшая организация в области охраны труда среди организаций производственной сферы (с численностью работников до 500 человек);

в) лучшая организация в области охраны труда среди организаций непроизводственной сферы;

г) лучшая организация в области охраны труда среди организаций бюджетной сферы;

д) лучшая организация в области охраны труда среди организаций малого предпринимательства (с численностью работников до 100 человек);

е) лучший субъект Российской Федерации в области охраны труда;

ж) лучшее муниципальное образование в области охраны труда.

II. Организация проведения конкурса, конкурсная комиссия

8. Определение победителей конкурса, утверждение рейтингов организаций, субъектов Российской Федерации и входящих в их состав муниципальных образований осуществляется конкурсной комиссией.

9. Конкурсная комиссия состоит из нечетного числа членов в количестве не менее 7 человек. В состав конкурсной комиссии входят представители:

а) федеральных органов исполнительной власти;

б) органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда;

в) отраслевых профсоюзов и их объединений;

г) объединений работодателей;

д) профессиональных и общественных объединений в сфере охраны труда;

е) научных и образовательных организаций, занимающихся проблемами условий и охраны труда, медицины и гигиены труда, подготовкой специалистов сферы охраны труда;

ж) независимые эксперты и общественные деятели.

10. Персональный состав конкурсной комиссии утверждается Министерством.

11. Работы по организационно-техническому, научно-методическому и аналитическому сопровождению конкурса обеспечивает организация, заключившая соглашение с Министерством (далее – Оператор).

12. В целях информационного обеспечения конкурса Оператор создает web-сайт, на котором размещаются информационные и методические документы конкурса, включая текст настоящего Положения, а также результаты всех этапов конкурса и сформированные рейтинги.

13. Оператор обеспечивает разработку и поддержание в работоспособном состоянии web-сайта и автоматизированной системы, предназначенной для формирования и обработки сведений, представляемых участниками конкурса, а также для дистанционного компьютерного тестирования специалистов по охране труда организаций (далее - АС «Конкурс»).

14. Оператор выполняет следующие функции:

а) организует в ходе проведения конкурса оказание консультативной и методической помощи участникам конкурса;

б) готовит информационные материалы конкурса, координирует работу по их размещению в информационных ресурсах в сети Интернет и средствах массовой информации;

в) формирует рейтинги организаций, субъектов Российской Федерации и входящих в их состав муниципальных образований;

г) готовит информацию для заслушивания на заседаниях конкурсной комиссии;

д) обращается при необходимости в органы исполнительной власти, органы государственного надзора (контроля) для подтверждения информации, представленной участниками конкурса;

е) привлекает при необходимости экспертов для решения спорных вопросов при подведении итогов конкурса;

ж) готовит проект решения конкурсной комиссии по подведению итогов конкурса.

15. Конкурсная комиссия заслушивает информацию Оператора о ходе проведения конкурса, предварительных и итоговых результатах конкурса, утверждает результаты конкурса.

16. Решение конкурсной комиссии принимается открытым голосованием на заседании конкурсной комиссии. Заседание конкурсной комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины членов конкурсной комиссии. Решение конкурсной комиссии считается принятым, если оно получило простое большинство голосов присутствующих на заседании членов конкурсной комиссии.

17. Контроль за организацией и проведением конкурса осуществляет Департамент условий и охраны труда Министерства.

III. Сроки и порядок проведения конкурса

18. Конкурс проходит заочно на основании общедоступных данных и сведений, представленных участниками конкурса. Для участия в конкурсе необходимо пройти регистрацию на web-сайте Оператора, расположенном в сети «Интернет», в соответствующем разделе, посвященном проведению конкурса, заполнить электронные формы заявки на участие в конкурсе и сведений об организации. Прием заявок на участие в конкурсе от организаций осуществляется ежегодно, до 20 ноября включительно.

19. Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области охраны труда и органы местного самоуправления в срок до 20 ноября включительно на web-сайте Оператора размещают сведения, характеризующие эффективность системы государственного управления в области охраны труда.

20. При отсутствии указанных сведений рейтинг субъекта Российской Федерации (муниципального образования) будет рассчитан без их учета.

21. В целях обеспечения независимой оценки результатов конкурса, объективности его проведения до момента формирования итоговых рейтингов участники конкурса фигурируют под индивидуальными номерами (кодами), при этом конкурсная комиссия вправе запрашивать у Оператора название организации и (или) сведения о специалистах по охране труда.

22. Конкурс проводится в два этапа.

23. На первом этапе конкурсная комиссия в период до 24 ноября текущего года формирует на основании анализа данных заполненных электронных форм рейтинг организаций, в том числе рейтинг «ТОП-100» (первые 20 организаций в номинациях, указанных в подпунктах «а» - «д» пункта 7 настоящего Положения), рассматривает и утверждает результаты первого этапа конкурса среди организаций.

24. Второй этап конкурса проводится среди организаций, вошедших в рейтинг «ТОП-100», в период с 24 ноября по 1 декабря текущего года. В рамках второго этапа конкурса осуществляется дистанционное компьютерное тестирование специалистов по охране труда организаций, вошедших в рейтинг «ТОП-100». При необходимости, проводится проверка сведений, представленных участниками второго этапа конкурса.

25. Конкурсная комиссия в период до 5 декабря текущего года рассматривает и утверждает результаты проведения второго этапа конкурса, определяет победителей и призеров конкурса среди организаций по каждой номинации. Для победителей конкурса по каждой номинации предусматривается одно первое место, для призеров - одно второе место и одно третье место. При необходимости корректируется рейтинг «ТОП-100».

26. Лучший субъект Российской Федерации в области охраны труда, второе и третье место в этой номинации, а также рейтинг субъектов Российской Федерации, характеризующий эффективность системы государственного управления охраной труда в субъекте Российской Федерации, определяются конкурсной комиссией в период до 5 декабря текущего года на втором этапе конкурса. Рейтинг определяется с учетом общего количества и суммарной оценки результатов организаций-участников конкурса, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, общедоступной информации об эффективности системы государственного управления охраной труда в субъекте Российской Федерации, а также дополнительных сведений, представленных непосредственно органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области охраны труда.

27. Лучшее муниципальное образование в области охраны труда, второе и третье место в этой номинации, а также рейтинг муниципальных образований, характеризующий эффективность системы ведомственного контроля за соблюдением законодательства в области охраны труда и выполнения отдельных полномочий по государственному управлению охраной труда в муниципальном образовании, определяются конкурсной комиссией в период до 5 декабря текущего года на втором этапе конкурса. Рейтинг определяется с учетом общего количества и суммарной оценки результатов организаций-участников конкурса, расположенных на территории муниципального образования, а также дополнительных сведений, представленных непосредственно органом исполнительной власти муниципального образования.

28. Решение конкурсной комиссии оформляется протоколом.

IV. Порядок определения победителей конкурса

29. Эффективность системы управления охраной труда организации оценивается по уровню производственного травматизма, условий труда, соответствию квалификации специалиста по охране труда установленным требованиям, а также по основным итогам реализации регламентируемых Трудовым кодексом Российской Федерации обязанностей работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда, в том числе:

а) создание и функционирование системы управления охраной труда;

б) применение прошедших обязательную сертификацию или декларирование средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

в) обеспечение условий труда на каждом рабочем месте, соответствующих требованиям охраны труда;

г) обеспечение режима труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;

д) обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда;

е) организация контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты;

ж) проведение аттестации рабочих мест по условиям труда (специальной оценки условий труда);

з) проведение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников;

и) информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, предоставляемых им гарантиях, полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты;

к) расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

л) санитарно-бытовое обслуживание и медицинское обеспечение работников в соответствии с требованиями охраны труда;

м) выполнение предписаний должностных лиц и рассмотрение представлений органов общественного контроля;

н) обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

о) ознакомление работников с требованиями охраны труда;

п) разработка и утверждение правил и инструкций по охране труда для работников;

р) обеспечение наличия комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда, в соответствии со спецификой деятельности работодателя;

с) содержание в соответствии с требованиями охраны труда технологического оборудования, машин, механизмов, электрооборудования, электроустановок и т.д.;

т) содержание рабочих мест и санитарно-бытовых помещений в соответствии с требованиями норм и правил;

у) наличие комитетов (комиссий) по охране труда в организациях в соответствии со статьей 218 Трудового кодекса Российской Федерации, уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда, организация их работы;

ф) соответствие квалификации специалиста по охране труда организации установленным требованиям.

30. Оценка организации работ в области условий и охраны труда осуществляется в соответствии с показателями состояния условий и охраны труда организации, предусмотренными разделом 1 приложения к настоящему Положению.

31. Рейтинги организаций, включая рейтинг «ТОП-100», формируются в соответствии с общей суммой баллов, набранных организацией.

32. Если две и более организации набрали одинаковое количество баллов, то победители и/или призеры конкурса в номинации определяются решением конкурсной комиссии путем ранжирования организаций по степени предпочтительности, например, по количеству работников, специфике производства работ, относящихся к работам повышенной опасности.

33. Эффективность системы государственного управления охраной труда в субъекте Российской Федерации и входящих в его состав муниципальных образований, действенность ведомственного контроля за соблюдением законодательства в области охраны труда оценивается по уровню производственного травматизма и условий труда организаций, осуществляющих свою деятельность на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования), основным итогам осуществления в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации на территории субъекта Российской Федерации и муниципальных образований ведомственного контроля за соблюдением законодательства в области охраны труда, реализации государственной политики в области охраны труда и федеральных целевых программ улучшения условий и охраны труда, в том числе с учетом исполнения функций по:

а) разработке, утверждению территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда и обеспечению контроля за их выполнением;

б) координации проведения на территории субъекта Российской Федерации в установленном порядке обучения по охране труда работников, в том числе руководителей организаций, а также работодателей - индивидуальных предпринимателей, проверки знания ими требований охраны труда, а также проведение обучения оказанию первой помощи пострадавшим на производстве;

в) осуществлению на территории субъекта Российской Федерации в установленном порядке государственной экспертизы условий труда;

г) организации сбора и обработки информации о состоянии условий и охраны труда у работодателей, осуществляющих деятельность на территории субъекта Российской Федерации;

д) организации и осуществлению на территории субъекта Российской Федерации и муниципального образования ведомственного контроля за соблюдением законодательства в области охраны труда;

е) исполнению иных полномочий в сфере государственного управления охраной труда.

34. Основными показателями, характеризующими эффективность системы государственного управления охраной труда субъекта Российской Федерации и входящих в его состав муниципальных образований, а также определяющими соответствующий рейтинг, являются:

а) динамика показателей состояния охраны и условий труда по данным Росстата;

б) динамика финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников;

в) количество организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, зарегистрированных в субъекте Российской Федерации;

г) показатели деятельности органов управления охраной труда.

35. Оценка эффективности системы государственного управления охраной труда субъекта Российской Федерации осуществляется в соответствии с показателями состояния условий и охраны труда субъекта Российской Федерации, предусмотренными разделом III приложения к настоящему Положению.

36. Оценка эффективности системы государственного управления охраной труда муниципального образования осуществляется в соответствии с показателями состояния условий и охраны труда муниципального образования, предусмотренными разделом III приложения к настоящему Положению.

37. Рейтинги субъектов Российской Федерации и муниципальных образований формируются в соответствии с общей суммой баллов, начисленных по результатам суммарной оценки представленных сведений.

V. Поощрение победителей конкурса

38. Торжественная церемония награждения победителей и призеров конкурса проводится ежегодно в рамках Международной специализированной выставки «Безопасность и охрана труда».

39. В каждой из номинаций присуждаются:

а) за первое место - золотая медаль и диплом победителя конкурса со статусом «Лучшая организация в области охраны труда в Российской Федерации» с указанием номинации;

б) за второе место - серебряная медаль и диплом призера конкурса в номинации;

в) за третье место - бронзовая медаль и диплом призера конкурса в номинации.

40. Рейтинг организаций с выделением рейтинга «ТОП-100», а также рейтинги субъектов Российской Федерации и муниципальных образований размещаются на официальном сайте Министерства и на web-сайте Оператора.

41. По результатам проведения конкурса Оператором за собственные средства издается иллюстрированный сборник, содержащий информацию об участниках конкурса и сформированных рейтингах, а также фотоматериалы и публикации, отражающие ход проведения конкурса и награждения его победителей. Сводная информация об итогах конкурса ежегодно направляется высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации и руководителям заинтересованных федеральных органов исполнительных власти.

42. Победители и призеры конкурса имеют право использовать символику конкурса и упоминания о наградах.

43. Организатор конкурса, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области охраны труда вправе установить дополнительные номинации и поощрительные призы для участников конкурса.

44. Материальное поощрение победителей и участников конкурса может осуществляться за счет спонсоров и партнеров конкурса.

45. Освещение в средствах массовой информации результатов конкурса осуществляется при содействии Министерства и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.


VI. Автоматизированная система «Конкурс»

46. Для обеспечения формирования рейтингов участников конкурса и обработки представленных ими сведений, а также для дистанционного компьютерного тестирования специалистов по охране труда организаций Оператор создает автоматизированную систему АС «Конкурс».

47. АС «Конкурс» реализована в виде web-приложения, расположенного в информационных ресурсах Оператора, и не требует установки на персональные компьютеры пользователей.

48. АС «Конкурс» состоит из четырех модулей:

а) модуль оценки состояния условий и охраны труда в организации;

б) модуль дистанционного компьютерного тестирования специалистов по охране труда организаций;

в) модуль оценки деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда и входящих в их состав муниципальных образований;

г) модуль аналитической обработки данных.

49. Модуль оценки состояния условий и охраны труда в организации предназначен для дистанционного ввода сведений об организации через сеть «Интернет», формирования заявки на участие в конкурсе, ввода показателей, характеризующих фактическое состояние условий и охраны труда в организации, а также автоматизированной обработки данных и расчета рейтинга организаций - участников конкурса на основе бальной оценки показателей.

50. Модуль оценки состояния условий и охраны труда в организации обеспечивает:

а) формирование «кабинета организации»;

б) ввод показателей, характеризующих фактическое состояние условий и охраны труда в организации;

в) автоматизированную обработку данных и расчет рейтинга организаций на основе бальной оценки показателей;

г) хранение и резервное копирование данных;

д) формирование отчета о состоянии условий и охраны труда по отдельной организации.

51. Модуль дистанционного компьютерного тестирования специалистов по охране труда организации предназначен для проверки теоретических знаний специалистов через сеть «Интернет», а также сбора и хранения информации в отношении указанных специалистов.

52. Модуль дистанционного компьютерного тестирования специалистов по охране труда организаций обеспечивает:

а) формирование «личного кабинета» тестируемого;

б) формирование уникального тестового задания за счет автоматизированного случайного изменения порядка задаваемых вопросов;

в) задание и учет временных рамок тестирования;

г) ограничение и регистрацию количества попыток тестирования;

д) формирование отчета результата тестирования специалистов по охране труда организации с отображением следующих данных: фамилия, имя, отчество тестируемого, дата тестирования, название теста, результаты тестирования, количество правильных ответов, количество попыток, процент правильных ответов;

е) создание резервных копий результатов тестирования.

53. Для обеспечения безопасности и достоверности тестирования в модуле дистанционного компьютерного тестирования все тесты и результаты тестирования шифруются с целью исключения возможности их подделки, реализуется защита от несанкционированных изменений, преждевременного выяснения правильных ответов, пробного тестирования. Модуль обеспечивает автоматизированный анализ результатов тестирования, включая определение статистических данных по временным затратам на формирование ответа по каждому вопросу, видео и аудио фиксацию тестируемого с сохранением данной информации в базе данных АС «Конкурс».

54. Модуль оценки деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда и входящих в их состав муниципальных образований предназначен для дистанционного ввода через сеть «Интернет» дополнительных сведений, характеризующих эффективность деятельности органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области охраны труда и органа исполнительной власти муниципального образования по организации работ по охране труда и улучшению условий труда в подведомственном регионе.

55. Модуль оценки деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда и входящих в их состав муниципальных образований обеспечивает:

а) формирование «кабинета органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области охраны труда» и «кабинета органа исполнительной власти муниципального образования»;

б) ввод показателей, характеризующих эффективность деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда и входящих в их состав муниципальных образований по организации работ по охране труда и улучшению условий труда;

в) автоматизированную обработку данных и расчет рейтинга органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда и входящих в их состав муниципальных образований на основе бальной оценки показателей ;

г) хранение и резервное копирование данных;

д) формирование итогового отчета о результатах деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда и органов исполнительной власти муниципальных образований.

56. Модуль аналитической обработки данных предназначен для общей обработки данных, характеризующих фактическое состояние условий и охраны труда в организации, а также результатов дистанционного компьютерного тестирования (проверки) теоретических знаний специалистов по охране труда с расчетом итоговой суммы баллов.

57. Модуль аналитической обработки данных в автоматизированном режиме формирует итоговые рейтинги организаций, субъектов Российской Федерации и входящих в их состав муниципальных образований.

Приложение

к Положению о Всероссийском конкурсе на лучшую

организацию работ в области условий и охраны труда

«Успех и безопасность»,

утвержденному приказом

Министерства труда и социальной защиты

Российской Федерации

от ___ июля 2014 г. № ______


Показатели уровня организации работ в области условий и охраны труда участников Всероссийского конкурса на лучшую организацию работ в области условий и охраны труда «Успех и безопасность»


I. Показатели, характеризующие работу организации в области условий и охраны труда


1. Всероссийский конкурс на лучшую организацию работ в области условий и охраны труда «Успех и безопасность» (далее – конкурс) среди организаций проводится на основе оценки показателей оценки состояния условий и охраны труда организации, разбитых на шесть групп:

а) первая группа показателей характеризует общие сведения о работниках организации (приложение № 1 к настоящим показателям);

б) вторая группа показателей характеризует производственный травматизм и профессиональную заболеваемость в организации (приложение № 2 к настоящим показателям);

в) третья группа показателей характеризует состояние условий труда в организации (приложение № 3 к настоящим Критериям оценки);

г) четвертая группа показателей характеризует функционирование системы управления охраной труда в организации(приложение № 4 к показателям);

д) пятая группа показателей характеризует эффективность системы управления охраной труда в организации (приложение № 5 к настоящим показателям);

е) шестая группа показателей характеризует финансирование мероприятий по охране труда в организации (приложение № 6 к настоящим показателям).

2. Оценка состояния организации работ в области условий и охраны труда осуществляется за три года, предшествовавших году начала проведения конкурса (например, для конкурса, проводимого в 2014 г. расчетный период устанавливается за 2010 – 2012 гг. включительно).

Интегральный показатель, характеризующий общие сведения о работниках организации (Иос), рассчитывается следующим образом:


,


где: 1000 – величина, определяющая максимальный балл по данному показателю;

ЧОрс – списочная численность руководителей и специалистов, подлежащих обучению и проверке знаний по охране труда, чел.;

ЧОраб – списочная численность работников рабочих профессий, подлежащих обучению и проверке знаний по охране труда, чел.;

Ч – списочная численность работников, чел.

Интегральный показатель Иос рассчитывается для каждого года из расчетного периода, а к итоговой оценке принимается среднее его значение за расчетный период.

3. Интегральный показатель, характеризующий состояние производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в организации (Ит,пз), рассчитывается следующим образом:


,


где: 1000 – величина, определяющая максимальный балл по данному показателю;

Кн – показатель нетрудоспособности в организации, равный произведению коэффициента частоты и коэффициента тяжести, характеризующих частоту и тяжесть производственного травматизма в организации, соответственно;

Кн0 - показатель нетрудоспособности, рассчитываемый по данным Фонда социального страхования Российской Федерации как произведение количества страховых случаев по виду экономической деятельности на тысячу работающих и количества дней временной нетрудоспособности по виду экономической деятельности на один несчастный случай, признанный страховым, исключая случаи со смертельным исходом (bВЭДсВЭД);

Чпз – численность лиц с впервые установленным профессиональным заболеванием, чел.;

Чвр – численность работников, занятых на рабочих местах с условиями труда, не соответствующими государственным нормативным требованиям охраны труда, чел.;

Ч – списочная численность работников, чел.

В случае, если Кн > Кн0, то значение отношения Кн / Кн0 приравнивается к единице.

4. Интегральный показатель Ит,пз рассчитывается для каждого года из расчетного периода, а к итоговой оценке принимается среднее его значение за расчетный период. Для установления рейтинга организации используется итоговое значение Ит,пз, определенное с учетом динамики изменения показателей, отраженных в приложении № 2 к настоящим показателям.


Ит,пздин рассчитывается по формуле:


,


где: Ит,пз – среднее значение показателя Ит,пз за расчетный период;

i – порядковый номер показателей, представленных в приложении № 2 к настоящим показателям (Кнс, Кнсл, Кнст, Кнсс, Кнсг, Чнс, Чнсл, Чнст, Чнсс, Чнсг, Кч, Кт, Кн, Чпз);

Кдинi – коэффициент, характеризующий динамику изменения i-го показателя отдельно за каждый оцениваемый период (например, 2010-2011гг. 2011-2012гг. 2010-2012гг.), который равен 1 в случае неотрицательного изменения показателей в каждый период, равен 0,9 – для отрицательного изменения показателей, хотя бы в один из перечисленных выше оцениваемых периодов времени;


5. Интегральный показатель, характеризующий состояние условий труда в организации (Иут), рассчитывается следующим образом:


,


где: 1000 – величина, определяющая максимальный балл по данному показателю;

РМвр – количество рабочих мест, на которых условия труда не соответствуют государственным нормативным требованиям охраны труда;

РМут – количество рабочих мест, на которых проведена оценка условий труда (специальная оценка условий труда, аттестация рабочих мест по условиям труда);

Чвр – списочная численность работников, занятых на рабочих местах с условиями труда, не соответствующими государственным нормативным требованиям охраны труда, чел.;

Чут – численность работников, у которых проведена оценка условий труда (специальная оценка условий труда, аттестация рабочих мест по условиям труда), чел.;

Ч1,2 - списочная численность работников, имеющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (Список №1, Список №2, прочие пенсии за особые условия труда, пенсии за выслугу лет, установленные законодательством), чел.

В случае, если Ч1,2 > Чвр, то значение отношения Ч1,2 / Чвр приравнивается к единице.

6. Интегральный показатель Иут рассчитывается для каждого года из расчетного периода, а к итоговой оценке принимается среднее его значение за расчетный период. Для установления рейтинга организации используется итоговое значение Иут определенное с учетом динамики изменения показателей, отраженных в приложении № 3 к настоящим показателям.


Иутдин рассчитывается по формуле:


,


где: Иут – среднее значение показателя Иут за расчетный период;

i – порядковый номер показателей, представленных в приложении № 3 к настоящим Критериям оценки, имеющих отношение к распределению рабочих мест по классам условий труда (РМвр, РМ3.1, РМ3.2, РМ3.3, РМ3.4, РМ4);

Кдинi – коэффициент, характеризующий динамику изменения отношения i-го показателя к общему количеству рабочих мест, на которых проведена оценка условий труда (РМут), за каждый оцениваемый период (например, 2010-2011гг. 2011-2012гг. 2010-2012гг.), который равен 1 в случае неотрицательного изменения показателей в каждый период, равен 0,9 – для отрицательного изменения показателей, хотя бы в один из перечисленных выше оцениваемых периодов времени;

j – порядковый номер показателей, представленных в приложении № 3 к настоящим Критериям оценки, имеющих отношение к распределению численности работников по классам условий труда (Чвр, Ч3.1, Ч3.2, Ч3.3, Ч3.4, Ч4);

Кдинj – коэффициент, характеризующий динамику изменения отношения j-го показателя к списочной численности работников, у которых проведена оценка условий труда (Чут), за каждый оцениваемый период (например, 2010-2011гг. 2011-2012гг. 2010-2012гг.), который равен 1 в случае неотрицательного изменения показателей в каждый период, равен 0,9 – для отрицательного изменения показателей, хотя бы в один из перечисленных выше оцениваемых периодов времени.

7. Интегральный показатель, характеризующий функционирование системы управления охраной труда в организации (Исуот), рассчитывается следующим образом:

,


где 1000 – величина, определяющая максимальный балл по данному показателю;

Чсл – численность работников службы охраны труда, чел.;

Чсл0 – нормативная численность работников службы охраны труда, определяемая отношением Ч/300, чел.;


В случае, если Чсл > Чсл0, то значение отношения Чсл / Чсл0 приравнивается к единице.

Интегральный показатель Исуот рассчитывается для каждого года из расчетного периода, а к итоговой оценке принимается среднее его значение за расчетный период. Для установления рейтинга организации используется итоговое значение Исуот, определенное с учетом динамики изменения показателей, отраженных в приложении № 4, а также наличия документов, обеспечивающих функционирование системы управления охраной труда, - Исуотдин.


Исуотдин рассчитывается по формуле:


,

где: Исуот – среднее значение показателя Исуот за расчетный период;

Кдин – коэффициент, характеризующий динамику изменения численности работников службы охраны труда к Ч/300 за каждый оцениваемый период (например, 2010-2011гг. 2011-2012гг. 2010-2012гг.), который равен 1 в случае неотрицательного изменения показателей в каждый период, равен 0,9 – для отрицательного изменения показателей, хотя бы в один из перечисленных выше оцениваемых периодов времени;

УОТ – суммарный показатель, учитывающий наличие показателей УПЛ, КОМ, КД, ПР, СЕРТ, КАБ, ЭСС приложения № 4 к настоящим показателям и рассчитываемый по формуле:


,

где: УПЛ – наличие уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда;

КОМ – наличие комитета (комиссии) по охране труда;

КД – наличие коллективного договора;

ПР – наличие правил внутреннего трудового распорядка;

СЕРТ - наличие сертификата на соответствие системы управления охраной труда требованиям международных стандартов;

КАБ – наличие кабинетов и уголков по охране труда, тренажеров по охране труда;

ЭСС - обеспеченность рабочих мест специалистов по охране труда постоянным доступом к электронным правовым справочным системам типа «Консультант Плюс», «Гарант» и др.

8. Значения показателей УПЛ, КОМ, КД, ПР, СЕРТ, КАБ, ЭСС определяются следующим образом:

ЛНД – суммарный показатель, учитывающий наличие показателей Псуот, Побяз, Пком, Пупл, Паок, Побуч, Псиз, Пмо, Пппп, Пинстр, Пфин, Пнпа приложения № 4 и рассчитываемый по формуле:


,

где: Псуот – наличие положения о системе управления охраной труда;

Побяз – наличие положения о возложении обязанностей по охране труда на руководителей;

Пком – наличие положения о комиссии по охране труда;

Пупл – наличие положения об организации работы уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда;

Паок - наличие положения об организации и проведении административно-общественного трехступенчатого контроля за состоянием охраны труда;

Побуч – наличие положения организации обучения и проверки знаний по охране труда руководителей, специалистов, работников;

Псиз – наличие положения о порядке выдачи, хранения и пользования спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты;

Пмо – наличие положения о проведении предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников;

Пппп – наличие положения об организации и оказании первой помощи пострадавшим на производстве;

Пинстр – наличие положения о разработке инструкций по охране труда для профессий рабочих и видов работ;

Пфин – наличие положения о финансировании мероприятий по улучшению условий и охраны труда;

Пнпа – наличие перечня нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой деятельности организации.

9. Значения показателей Псуот, Побяз, Пком, Пупл, Паок, Побуч, Псиз, Пмо, Пппп, Пинстр, Пфин, Пнпа определяются следующим образом:

Интегральный показатель, характеризующий эффективность системы управления охраной труда в организации (Иот), рассчитывается следующим образом:


,


где: 1000 – величина, определяющая максимальный балл по данному показателю;

ЧПОрс+ЧПОраб – суммарная численность руководителей, специалистов и работников рабочих профессий, прошедших обучение и проверку знаний по охране труда, чел.;

ЧОрс+ЧОраб – суммарная численность руководителей, специалистов и работников рабочих профессий, подлежащих обучению и проверке знаний по охране труда, чел.;

Чут - численность работников, у которых проведена оценка условий труда (специальная оценка условий труда, аттестация рабочих мест по условиям труда), чел.;

Ч – списочная численность работников, чел.;

РМут – количество рабочих мест, на которых проведена оценка условий труда (специальная оценка условий труда, аттестация рабочих мест по условиям труда);

РМ – общее количество рабочих мест;

ЧПсиз - численность работников, обеспеченных СИЗ, чел.;

Чсиз - численность работников, которым положена бесплатная выдача СИЗ, чел.;

ЧПмо – численность работников, прошедших периодический медицинский осмотр, чел.;

Чмо - численность работников, подлежащих прохождению периодических медицинских осмотров, чел.;

РМС – количество сокращенных рабочих мест с вредными и опасными условиями труда;

РМвр - количество рабочих мест, на которых условия труда не соответствуют государственным нормативным требованиям охраны труда.

Интегральный показатель Иот рассчитывается для каждого года из расчетного периода, а к итоговой оценке принимается среднее его значение за расчетный период. Для установления рейтинга организации используется итоговое значение Исуот, определенное с учетом наличия отдельных видов работ, положительно характеризующих состояние организации и выполнение работ по охране труда, - Иотдоп.

Иотдоп рассчитывается по формуле:


,


где: Иот – среднее значение показателя Иот за расчетный период;

ДОВ – наличие сертификата доверия работодателю, выдаваемого государственной инспекцией труда;

КОН – участие организации в конкурсах по охране труда;

ФСС – использование средств страховых взносов на финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников;

СКИД - имеется ли скидка (%) к страховому тарифу на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Значения показателей ДОВ, КОН, ФСС, СКИД определяются следующим образом:

Интегральный показатель, характеризующий финансирование мероприятий по охране труда (Ифин), рассчитывается следующим образом:


,


где: 1000 – величина, определяющая максимальный балл по данному показателю;

Змер – суммарные затраты на мероприятия по охране труда (фактические), тыс.руб.;

Зп,у – суммарные затраты на производство продукции (работ, услуг), тыс. руб.;

0,002 – коэффициент, учитывающий требования по объему финансирования работ по охране труда в размере 0,2 процента суммы затрат на производство продукции (работ, услуг).

В случае, если Змер > Зп,у0,002, то значение отношения Змер / Зп,у0,002 приравнивается к единице.

Интегральный показатель Ифин рассчитывается для каждого года из расчетного периода, а к итоговой оценке принимается среднее его значение за расчетный период.

Итоговая оценка, характеризующая состояние условий и охраны труда и эффективность системы управления охраной труда в организации, определяется посредством суммирования интегральных показателей, характеризующих каждую группу, с учетом их удельных весов Кi:

Значения удельных весов групп показателей Кi приведены в таблице

Обозначение удельного веса группы показателей
К1
К2
К3
К4
К5
К6

Величина удельного веса группы показателей
0,15
0,2
0,2
0,15
0,15
0,15

II. Показатели, характеризующих эффективность системы государственного управления охраной труда и ведомственного контроля за соблюдением законодательства в области охраны труда в муниципальном образовании


10. Конкурс среди муниципальных образований проводится на основе оценки двух типов показателей:

1-й тип – относительный показатель - Иотн, характеризующий рассматриваемое муниципальное образование относительно аналогичных данных муниципального образования, имеющего максимальное значение по этому составу данных;

2-й тип – суммарный показатель - Ип, характеризующий оценку рассматриваемого муниципального образования относительно оценки каждой организации – участника конкурса, расположенной на территории муниципального образования.

Для муниципальных образований расчетный период оценки устанавливается за три года, предшествовавших году начала проведения конкурса (например, для конкурса, проводимого в 2014 г. расчетный период устанавливается за 2010 – 2012 гг. включительно).

Показатель Иотн рассчитывается на основе оценки пяти групп его составляющих:

первая группа показателей характеризует общие сведения о муниципальном образовании (приложения № 7 к настоящим показателям);

вторая группа показателей характеризует состояние производственного травматизма, профессиональных заболеваний и условий труда в организациях муниципального образования (приложение № 8 к настоящим показателям);

третья группа показателей характеризует деятельность муниципального образования в сфере охраны труда (приложение № 9 к настоящим показателям);

четвертая группа показателей характеризует финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний в организациях муниципального образования (приложение № 10 к настоящим показателям);

Относительный показатель, характеризующий общие сведения о муниципальном образовании (Иосотн), рассчитывается следующим образом:


,


где: ПУм/Пм – отношение количества организаций муниципального образования, принявших участие в конкурсе, к общему количеству организаций в рассматриваемом муниципальном образовании;

(ПУм/Пм)max максимальное значение отношения количества организаций муниципального образовании, принявших участие в конкурсе, к общему количеству организаций муниципального образования.

Относительный показатель, характеризующий состояние производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в организациях муниципального образования (Ит,пзотн), рассчитывается следующим образом:


,


где: Кчм – численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более и со смертельным исходом в расчете на 1 тыс. работающих в организациях муниципального образования;

Кчмmax – максимальная численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более и со смертельным исходом в расчете на 1 тыс. работающих в организациях муниципального образования;

Чпзм – численность лиц с установленным в текущем году профессиональным заболеванием в расчете на 10 тыс. работающих в организациях муниципального образования;

Чпзмmax – максимальная численность лиц с установленным в текущем году профессиональным заболеванием в расчете на 10 тыс. работающих в организациях муниципального образования.

Относительный показатель, характеризующий условия труда работников организаций в муниципальном образовании (Иутотн), рассчитывается следующим образом:


,


где: Чврм – удельный вес численности работников, занятых во вредных условиях труда в рассматриваемом муниципальном образовании, %;

Чврмmax – максимальный удельный вес численности работников, занятых во вредных условиях труда в организациях муниципального образования.

Относительный показатель, характеризующий деятельность муниципального образования в сфере охраны труда (Исуототн), рассчитывается следующим образом:


,

где: Чгсм/Чм – отношение численности государственных служащих, осуществляющих полномочия по государственному управлению охраной труда в муниципальном образовании к численности лиц, занятых в экономике муниципального образования;

(Чгсм/Чм)max – максимальное значение отношения численности государственных служащих, осуществляющих полномочия по государственному управлению охраной труда в муниципальном образовании к численности лиц, занятых в экономике муниципального образования –;

СОТм - количество совещаний, конференций, посвященных вопросам охраны труда, проведенных в муниципальном образовании в отчетном году;

СОТмmax – максимальное количество совещаний, конференций, посвященных вопросам охраны труда, проведенных в муниципальном образовании.

Относительный показатель, характеризующий финансирование мероприятий по охране труда в муниципальном образовании (Ифинотн), рассчитывается следующим образом:


,


где: Фм/Чм – отношение объема финансирования мероприятий по охране труда к численности лиц, занятых в экономике муниципального образования, тыс.руб./чел.;

(Фм/Чм)max – максимальное знгачение отношения объема финансирования мероприятий по охране труда к численности лиц, занятых в экономике муниципального образования, тыс.руб./чел.

Величины, участвующие в определении показателей, представляют собой средние значения за расчетный период.

Оценка муниципального образования по относительным показателям (Иотн) определяется посредством суммирования относительных показателей:

Оценка муниципального образования в зависимости от суммарной оценки каждой организации муниципального образования (Ип) определяется следующим образом:

где: Иi – итоговая оценка организации i-ой организации, характеризующая состояние и выполнение работ по охране труда в целом;

ПУм – количество организаций в муниципальном образовании, принявших участие в конкурсе.

Итоговая оценка муниципального образования (Им) в зависимости от результатов оценок Иотн и Ип определяется следующим образом:


,


где: 0,8; 0,2 – соответствующие удельные веса для показателей оценки муниципального образования.


III. Показатели, характеризующих эффективность системы государственного управления охраной труда и ведомственного контроля за соблюдением законодательства в области охраны труда в субъекте Российской Федерации


11. Оценка работ в области условий и охраны труда субъекта Российской Федерации (далее – субъекта РФ) проводится аналогично оценке работ в области условий и охраны труда муниципального образования по показателям, представленным в приложениях № 11, 12, 13, 14 к настоящим показателям.

Для расчета итоговой оценки субъекта РФ (Ис) необходимо в алгоритмах расчета осуществить следующие замены данных:

вместо Пм использовать Пс – количество организаций, расположенных на территории субъекта РФ;

вместо ПУм использовать ПУс – количество организаций, расположенных на территории субъекта РФ, принявших участие в конкурсе;

вместо Кчм использовать Кчс – численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более и со смертельным исходом в расчете на 1 тыс. работающих в субъекте РФ;

вместо Чпзм использовать Чпзс – численность лиц с установленным в текущем году профессиональным заболеванием в расчете на 10 тыс. работающих в субъекте РФ;

вместо Чврм использовать Чврс – удельный вес численности работников, занятых во вредных условиях труда в субъекте РФ;

вместо Чгсм использовать Чгсс – численность государственных служащих, осуществляющих полномочия по государственному управлению охраной труда в субъекте РФ;

вместо Чм использовать Чс – численность лиц, занятых в экономике субъекта РФ;

вместо СОТм использовать СОТс – количество совещаний, конференций по вопросам охраны труда, проведенных органом исполнительной власти субъекта РФ;

вместо Фм использовать Фс – общий объем финансирования программы или мероприятий по охране труда, в том числе, в рамках других региональных программ, подпрограмм, комплекса мероприятий.


Итоговая оценка субъекта РФ (Ис) в зависимости от результатов оценок Иотн и Ип для субъекта РФ определяется следующим образом:


,


где: 0,8; 0,2 – соответствующие удельные веса для показателей оценки субъекта РФ.

 

Общественные обсуждения проекта СКИВО, включая НДВ

Материалы СКИВО, включая НДВ, по бассейну реки Волга можно скачать на официальном сайте  http://gidro-ved.ru/ в разделе Статьи и проекты.

Правительство Самарской области

Самарская губернская дума

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЕРАТОР САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ФОНД КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА

Региональный портал государственных услуг

Электронное правительство Самарской области

Главная